Оглавление "Игры от Мити"

В основе игр лежит физика и математика. Даже у такого примитивного игрового объекта, как игровая фишка для настольных игр, есть несколько свойств:

  • Форма
  • Цвет
  • Размер
  • Высота
  • Радиус основания
  • Толщина стенки
  • Материал


У данных фишек нет явных числовых свойств, как у домино, но их свойства можно сопоставить с числами. Например, урон/защита/подвижность:

  • красная – 5/5/1
  • желтая – 4/2/2
  • зелёная – 3/4/2
  • синяя – 2/2/5

Для уменьшения количества ошибок эти данные лучше распечатать в виде справочной карточки и раздать всем игрокам.

Выглядят фишки просто, но у них есть два преимущества - невысокая стоимость и возможность использовать на практически любом игровом поле. Значит ли это то, что простые игровые объекты делают игру простой и неинтересной? Конечно, нет. Вспомните камни в го, шашки, шахматные фигуры, домино, карты, бочонки для лото.

Все свойства фишки являются видимыми. Можно к основанию приклеить цифры, но это дополнительная работа.

Существенные свойства классической доминошки:

  • Цвет
  • Размер
  • Высота
  • Ширина
  • Толщина
  • Рисунок рубашки
  • Количество точек на каждой половинке. Даёт возможность поиграться с их положением (левая и правая, передняя и задняя)
  • Расположение точек на плоскости. Это можно использовать для увеличения числа свойств, приведя в соответствие количество точек на областях, например, сопоставив их атаке или защите по направлениям. Например, разделить половинку на области:
    • центр, левая, правая
    • 7 областей (центр + 6 мест по периметру)
    • передняя линия, середина, задняя линия
    • центр и область всех точек по периметру
  • Материал

Доминошка является не просто более сложным объектом, но имеет гораздо больше полезных свойств, что даёт возможность обходится без справочных таблиц.

Касательно расположения точек на доминошках можно, например, использовать это для передачи приказа:

1|5 - пяти отрядам двигаться на один шаг (большее - отряды, меньшее- число шагов)
4|6 - шести отрядам дать четыре залпа

Общее количество очков можно сопоставить приоритету в атаке. При парном сражении будет так:

Первой атакует костяшка с большим приоритетом. Число точек на её передней части является атакой, а у защищающейся доминошки - защитой. Если атака больше защиты, то атакующая победила. В противном случае атакованная доминошка отвечает ударом своей второй частью (атака) по второй части противника (защита).

Наличие двух половинок с разным количеством точек позволяет использовать разную интерпретацию с числами:

  • 6|1 – 6 и 1
  • 6|1 – 6 (максимальное на половинках)
  • 6|1 – 1 (минимальное на половинках)
  • 6|1 – 6+1 = 7
  • 6|1 – 6-1 = 5
  • 6|1 – 6*1 = 6
  • 6|1 – 6*10 + 1 = 61
  • 6|1 – 6*10 + 1*10 = 70
  • 6|1 – 6/1 = 6 (целочисленное деление с отбрасыванием остатка, округлением в большую или меньшую сторону)

Список вариантов впечатляет, но его можно ещё расширить при использовании игральной кости, выпавшее значение которой k подставляется в нужную формулу:

  • 6|1 – 6 и k+1
  • 6|1 – 6 + 1 – k
  • 6|1 – 6 * 1 + k

Выписывать все возможные комбинации не имеет смысла. Их просто огромное количество, что и так понятно.

Количество точек на доминошках можно ассоциировать не только с числами, но и другим свойствам, например, рангу: 6|6 – мастер меча, ниндзя 100500 уровня, самый грозный морской пират, лучший стрелок, король, главнокомандующий и др. Если король и принц вообще не умеют сражаться, то им логичнее сопоставить кости 0|0 и 0|1, которые нужно защищать.N

Сопоставление можно провести по званиям:

  • 1 – младший лейтенант (или сержант)
  • 2 – лейтенант (или лейтенант)
  • 3 – старший лейтенант (или капитан)
  • 4 – капитан (или майор)
  • 5 – полковник
  • 6 – генерал

Игра не обязана отражать реальность. Вы сами определяете степень этого. Но в познавательно-развивающей игре желательно использовать точные формулировки и сведения, а не “данные с потолка”

Доминошки имеют острые грани и углы, достаточно увесисты и слишком хрупкие для щелчковой механики, но они имеют три положения, что подойдёт для несильного толкания или выбивания противника с поля.

Пример игры на развитие чувства меры. На листе бумаги распечатывается поле из ячеек (в виде двумерной сетки или находящихся на расстоянии). Это поле подкладывается под оргстекло, защищающее поверхность стола от повреждений и загрязнений. Соперники поочерёдно толкают доминошку (а лучше шайбу от настольного хоккея или шашку) так, чтобы она полностью, большей частью, центром или ещё как-то попадала в ячейку с наибольшим числом очков. Побеждает тот, кто наберёт больше количество очков. Для разнообразия ячейки с наибольшими очками окружают ячейки с вычитанием очков  и бомбочки, обнуляющие все набранные до этого очки. Если поставить на поле лабиринт из элементов Лего, то можно ”пинать” игровой объект по нему так, чтобы он не касался его стенок. Кто дальше пройдёт по лабиринту или быстрее его пройдёт, тот и выиграл.

Также на базе толкания можно сыграть и в рыцарей. Толкаем доминошку так, чтобы она коснулась одной доминошки соперника. После этого переворачиваем и сравниваем количество очков на них.

Ещё идея для игры типа "Крокет". Создаём из доминошек несколько ворот и страемся через них толкнуть шайбу. Если дополнить поле устойчивыми блоками, то можно сделать игру на отскок, когда шарик нужно направить в блоки под углом так, чтобы он отскочил от нескольких и затем попал в неизвестную доминошку. В какую попал, столько очков и набрал, сколько на ней.

Если вы хотите поближе познакомиться с настольными сражениями, но пока не знаете, как к ним подступиться, то можно начать с простого - с игры типа "Stratego", только доминошками.

Это типовая задача на распределение игровых объектов по доминошкам, для успешного решения которого нужно знать количество костей с тем или иным количеством очков на них:

0 - 1 (1) шт.
1 - 1 (2) шт.
2 - 2 (3) шт.
3 - 2 (4) шт.
4 - 3 (5) шт.
5 - 3 (6) шт.
6 - 4 (7) шт.
7 - 3 (6) шт.
8 - 3 (5) шт.
9 - 2 (4) шт.
10 - 2 (3) шт.
11 - 1 (2) шт.
12 - 1 (1) шт.

Без скобок указано количество костей, содержащих указанное в левой части количество точек, а в скобках - число возможныых вариантов с учётом положения кости, например, кость с одной точкой можно положить как 0|1 или как 1|0. Получается 2 положения.

Из данного списка видна то, что домино не могут заменить игральную кость из-за неравномерного распределения вероятности. В домино больше всего костей с 6-ю очками.

Вариант распределения очков по игровым объектам:

0 - флаг
дубли - мины
11 - генерал
10 - полковник
и т.д.