Оглавление "Игры от Мити"

Настольные игры можно разделить на игры с необходимостью полного изучения правил и возможностью постепенного изучения правил. Логика подсказывает, что сложные правила изучаются постепенно, но позволяет ли игра и изложение правила это осуществить? А если правила простые, то нужно ли добавлять в правила разъясняющие примеры, а в игру - обучающие сценарии для постепенного изучения?

Если не брать в расчёт хордкорные игры, то интерес к настольной игре напрямую зависит от баланса (никому не интересно проигрывать всегда), а баланс – от знания и понимания правил. Изучать правила, как и читать инструкции, многие не любят, в результате чего происходит типичная ситуация: разработчики игр тратят немало сил и времени на отладку баланса в игре, а пользователи пробегают их глазами, запоминают 80-90%, а остальное трактуют по своему разумению, что автоматически приводит к разбалансировке. Является ли это недостатком? Это зависит от игры и игроков.

Рассмотренная ранее настольная игра MEMOIR ’44 позволяет начать сражения с частичным изучением правил, как это позволяют делать компьютерные игры. Но в ней нет обучающих сценариев. Готовые простые сценарии есть, а обучающих – нет.

Серия настольных игр “Карточные войны” относится к играм с необходимостью полного изучения правил.


Они простые, но простое также забывается. Если к изначальной балансировке добавить ещё и примерное знание правил, то в результате может получиться настоящий хардкор, когда Джейк со своим кукурузным полем “выносит” всех, создавая впечатление, что явно с этой игрой что-то не так. Некоторым игрокам такой жесткий сценарий понравится, но другим захочется видеть более сбалансированный вариант, для чего необходимо изучить правила до самого конца.

Это напомнило мне партию на шахматном турнире, когда юный игрок быстро проиграл по причине того, что не достаточно хорошо знал правила рокировки. Он боялся получить замечание от соперника, и не сделал спасительный ход.

Из сказанного выше следует простой вывод:

  • Пользователи часто играют в настольные игры не так, как задумывал и полагал их автор.
  • Написанные правила можно понимать и трактовать иначе. При этом иному игроку будет казаться, что правила простые и он в них разобрался.
  • Понятно рассказать правила и понятно написать правила - это не одно и тоже.

Игра “Карточные войны” отличается от тех, которые мы рассматривали до этого. В ней используются только карты, небольшие планшеты и двусторонние жетоны с цифрами. Никаких фигурок и игральных кубиков. Элемент случайности заложен в перемешивании колод карт, “тумане войны”, тактека игроков, блеф. На практике к этому добавится внимательность игроков, знание и понимание правил, память, умение анализировать и др.

Правила игры кажутся простыми, но есть определённая разница между тем, какой информационный канал у человека развит лучше и какой информационный канал используется для передачи информации. В общем случае, восприятие информации на слух сложнее, чем её чтение, когда можно вернуться и прочитать ещё раз, а также посмотреть поясняющие изображения.

В нашем случае правила игры вспоминались чтением вслух. Позже я сам прочитал правила и понял, что примерно 20% из них мы ”успешно” пропустили, о 10% не прочитали, а ещё 5% трактовали по своему разумению из-за поспешности. А для чего читать, если всё и так понятно с тем же сбросом – перевернул рубашкой вверх и нет проблем. Вот только по правилам нужно лицом вверх, чтобы соперники в любой момент могли его просмотреть. И это не мелочь.

Любопытно то, что при всей простоте игровой поверхности постоянно возникали ситуации, когда хотелось взять карту из стопки соперника или из сброса, а фишки жизней постоянно путались под руками. Всё это говорит о необходимости обращать внимание на удобство и практичность расположения всех игровых объектов, а поверхность для игры должна иметь достаточную площадь.

Преимущество чисто карточных игр (КИ) состоит в отсутствии игрового поля и фигурок, а также существенной зависимости результата игры от мастерства игрока, а не только от случайности, заложенной в механике игры. Но ”Карточные войны” – это коллекционная карточная игра (ККИ), идея которой состоит в создании своей колоды из доступных карт. В этом как раз и заключается основной интерес и крючок, при помощи которого разработчики завлекают игроков на покупку новых наборов, так как четыре набора намного интереснее одного. Это я помню из своих школьных лет, когда мы играли в карты не одной колодой, а тремя-четырьмя сразу. Но на самом деле математика проста:

Четыре набора дают 8 разных персонажей. Для подсчёта числа пар, которые можно составить для сражений, учтём то, что на первое место в паре можно выбрать любого из 8 персонажей, а на второе - любого из 7 оставшихся персонажей. Получаем 8 * 7 = 56 пар. И это без учёта огромного количества комбинаций при смешивании полей и карт. Таблица пар выглядит таким образом:

1 набор (2 персонажа) – 2 пар
2 набора (4 персонажа) – 12 пар
3 набора (6 персонажей) - 30 пар
4 набора (8 персонажей) – 56 пар
5 наборов (10 персонажей) – 90 пар

Из этого следует то, что при покупке одного набора каждый из двух игроков сможет сыграть только за одного или другого персонажа, что вскоре надоест. Два набора также не дадут большого разнообразия, а вот покупка трёх наборов даст возможность устраивать турниры, состоящие из большого количества парных сражений.

Разница между игральными картами ИК и ККИ:

  • Колоды карт в ИК является типовыми, а в ККИ ориентирована на определённую игру. Это не означает невозможность их использования в других играх, но привязка к конкретной игре очевидна.
  • В типовые колоды ИК входит определенное количество карт, а для ККИ можно выпустить сколько угодно карт.
  • Для интересной и разнообразной игры в ИК достаточно одной колоды, а в случае с ККИ чем больше колод, тем интереснее и больше различных вариаций в игре
  • Баланс в ККИ может иметь большие смещения, особенно при приобретении уникальных карт с мощным действием.

Представим, что у нас есть колода игральных карт и колода коллекционных карт. Что с ними можно сделать? Попробовать объединить. Но в чистом виде коллекционные карты сложно интегрировать в игральные карты. Значит, нужно взять идею размещения текста действий на картах ККИ, но сделать эти действия универсальными, без привязки к конкретной игре. Например, на картах можно написать такие действия:

  • возьмите у игрока справа любую карту с его руки
  • при ходе соперника выберите случайным образом карту, с которой он должен начать свой ход
  • укажите игрока, который не может принять участие в текущем раунде
  • выберите игрока, который должен взять выбранную вами карту со своей руки
  • укажите двух игроков, которые должны обменяться по одной случайной карте с их рук

Тогда получится так: основная игра ведётся типовой колодой игральных карт, к которой добавляются (или в которую подмешиваются) карты действий, разыгрываемые определённым образом.