- "да" - подтверждение действия
- "НОМЕР" - нажать на элемент #НОМЕР
- "НАЗВАНИЕ ТОВАРА" - поиск товара по названию и описанию
- "написать ФРАЗУ" - вводит ФРАЗУ в поле ввода
- "вниз | вверх | в начало | в конец" - прокрутка страницы
- "закрыть" - закрыть меню каталога
- "назад | вперед" - переход на предыдущую/следующую страницу
Механика настольных игр
Под игровой механикой понимают набор правил и способов интерактивного взаимодействия игрока с игрой (игровыми объектами).
Интерактивное взаимодействие основывается на законах физики, но оно существует не само по себе, а в контексте правил.
В игре “Прыгающие лягушки” необходимо как можно больше лягушек своего цвета закинуть на самый верхний лист путём надавливания пальцем на хвост, выполненный в виде пластины.
Физика интерактивного взаимодействия основана на механическом взаимодействия тел - пальца и пластины лягушки, в результате чего возникает деформация и трение. Но это не всё. После запуска лягушки можно наглядно видеть действие закона всемирного тяготения, благодаря которому она не улетает в космос, а при её столкновении с другими объектами – озером, листьями и уже находящимися в них лягушками – наблюдаем неупругое столкновение, работу сил трения и др.
На физическом уровне всё может быть достаточно сложно, если в деталях рассматривать, что происходит до, в момент и после интерактивного взаимодействия игрока с объектом. На практике рассматривают только то, что существенно влияет на игру.
Обратите внимание на то, что интерактивное взаимодействие и правила связаны друг с другом, что и позволяет говорить об игровой механике. Если убрать со стола игровой объект, куда согласно правилам нужно запускать лягушку, и запускать лягушку просто на столе, то это уже не будет игровой механикой. Но вы можете придумать свою игру “Кто дальше прыгнет” и тогда снова можно говорить об игровой механике.
Правила игры.
На столе определяется линия старта. После этого игроки поочерёдно запускают по три лягушки. Чья лягушка окажется дальше от линии старта, тот и выиграл. Если лягушка упала со стола, то она получает дисквалификацию и выбывает из игры.
На основе этой игры можно сделать много вариаций, например, у кого в сумме лягушки прыгнуть дальше. У кого больше лягушек прыгнет в обозначенные на столе кругами пруды. Кто первый проскачет по периметру стола и не упадёт. Можно даже поставить преграду для игры в волейбол лягушкой, когда нужно запускать её через сетку на поле противника. Если лягушка любой своей конечностью попала в поле, то даётся одно очко. Если вылетела за пределы поля или попала в сетку – одно очко в пользу соперника.
В хорошо известной серии игр ”Чапаев”, где на шахматной соперники выставляют шашки и затем щелчком по ним пытаются выбить шашки друг друга, используется “щелчковая механика”, а физика интерактивного взаимодействия основывается на законах сохранения энергии и неупругом соударении твёрдых тел.
Силу тяжести, силы трения и прочее в расчёт не принимаются. А вот свойства материала шашек учитывать нужно. Теоретически, можно край шашки из недостаточно прочного материала сломать, хорошо вложившись в щелчок. Также нужно подумать о безопасности игроков, чтобы не получить шашкой в лоб.
Когда речь идёт об игровой механике, то необходимо её прописывать для всех действий. В игре “Чапаев” лежит щелчковая механика, но это не значит, что она единственная. Перед началом “стрельбы” шашки выставляются на поле по какому-то правилу. Можно выставить все в ряд, можно делать фигуры, как в городках, и т.д.Также нужно подумать о том, как убираются из игры объекты.
Для чего всё так усложнять? Просто взял шашку рукой и выставил, а после раунда взял оставшиеся шашки и убрал с поля. Можно и так поступить, но тогда будет простая игровая механика, как у большинства. Всегда есть выбор: сделать проще и быстрее или подумать, а как можно сделать игровую механику более интересной на ваш взгляд.
В наше время на школьном подоконнике была популярна игра в футбол, где нужно было пальцем слегка бить по шарику, чтобы он сделал обозначенное количество отскоков от рамы окна и попал в промежуток между углом стены и краем подоконника.
Особым “фарсом” было играть стеклянным шариком, который красиво переливался по сравнению с шариками из пластмассы. Подоконник корявый, зато мячик на уровне!
В настольной игре "Колонизаторы" игровая механика намного сложнее (как и игровое поле):
- выкладывание игрового поля при помощи гексов определённым или случайным образом
- выкладывание жетонов
- бросание игральной кости для получения случайного числа
- установка фигурок на игровом поле
- операции с карточками (получить, посмотреть, разложить перед собой лицевой или обратной стороной, отдать)
- взятие верхней карточки из колоды
- переговоры с соперниками при обмене ресурсов
При описании игровой механики следует как можно точнее и понятнее формулировать действия. В зависимости от свойств, материала и правил игры игровые объекты можно:
- брать (фигурки, карточки)
- переворачивать (двусторонние объекты, например, которые имеют “рубашку”)
- устанавливать (помещать на игровое поле, на шип Лего, в отверстие игрового поля, на другой объект)
- переставлять (два объекта друг с другом)
- передвигать (изменить положение игрового объекта)
- двигать (непрерывное движение, например, при помощи магнита)
- вращать (колесо, зубчатую шестерёнку, стрелку игровых часов)
- раскручивать (волчок)
- сдвигать (колоду)
- снимать (с колоды, с игрового поля, с другого объекта)
- толкать (фигурку, шарик)
- тянуть (игра на трение или разрыв связи)
- вытаскивать (из ёмкости, колоды, стопки)
- деформировать (нажимать на них, растягивать, сжимать)
- подбрасывать (игры на ловкость для переворачивания или т.п.)
- бросать (игральные кости, карты)
- кидать (на мягкую поверхность как дротик)
- втыкать (в игровую поверхность, область)
- закреплять (на игровой поверхности, другом объекте)
- коснуться (легкое воздействие)
- щелкнуть пальцем
- запускать при помощи других объектов (трамплин, спусковой механизм)
- воздействовать воздухом (сдувать, хлопнуть рукой рядом или вокруг)
- воздействовать магнитом (притягивать, отталкивать, передвигать)
- ударять по объекту и/или объектом (бильярд, игра типа “Дровосек” или ”Богатырь”, когда топориком бьют по дереву/воину и подсчитывают количество упавшей коры или “шмота”)
Это далеко не полный список воздействий на игровые объекты, но и он наглядно показывает, сколько всего интересного можно придумать, подключив свои знания из физики. Набросаем несколько идей для игр.
Банковской резинкой можно стрелять по солдатикам и строениям на столе, а также набрасывать её на метки, в качесве которых использовать фигурки Лего на красиво сделанной из элементов подставке. Расставьте их на столе и пытайтесь рукой набросить резинку так, чтобы подставка оказалась полностью внутри резинки и не касалась её. Тогда это два очка. Если резинка наброшена, но её часть касается подставки или фигурки - это одно очко. Если не получилось набросить резинку – ноль очков.
Кладём детскую модель часов на картоне на стол и придерживаем её одной рукой. Пальцем другой руки щелкаем по большой стрелке. В какой сектор часов укажет стрелка, туда и ходим фигуркой воина по клеткам, согласно выпавшему количеству очков на игральной кости. Попадание на секторы часов 1,2,4,5,7,8,10,11 означает движение по диагонали.
На шахматном поле расставляем четыре тёмные шашки по углам, а на поле выставляем оговоренным образом две белые шашки. Задача: ударить пальцем по белой шашке так, чтобы она удала по второй белой шашке, которая затем выбила шашку из угла за пределы доски. Вот вам и шашечный бильярд.
На столе ставим коробки из под пазлов или похожие в качестве ограждения. Строим из элементов Лего баскетбольную стойку с кольцом. Вырезаем из поролона или пенопласта мячик нужного размера и бросаем в корзину.
Расставляем на столе солдатиков с подходящей устойчивостью и бросаем в них небольшим мячиком-снарядом из поролона. Если солдатик упал на стол – он выбывает из игры, если упал на другого солдатика – ранен и убирается из текущего раунда. Солдатики игроков двигаются согласно очкам, выпавшим на игральной кости, к середине поля за волшебным трофеем. Кто первым до него добрался, тот и победил в текущем раунде.
Ставим на стол пластмассовые фигурки различных кораблей подходящего размера. Ставим на стол небольшой шарик и толкаем его пальцем так, чтобы он покатился по столу и попал в фигурку выбранного корабля. Чем длиннее корабль, тем меньше очков за попадание в него.
Для защиты поверхности стола порчи можно использовать прозрачное оргстекло, под которое затем можно подкладывать листы бумаги с игровыми полями. Оргстекло будет защищать лист от его порчи и старания разметки (если оно выполнено карандашом) и от смещения в процессе игры.
Когда я закончил готовить материал для этого занятия, то случайно бросил взгляд на стоящий рядом микшерный пульт и его фейдеры. Сразу возникла идея сделать соревнование - ручка какого фейдера быстрее всего выйдет на максимальную громкость. Бросаем игральную кость, двигаем фейдеры. Красота! Только на настоящем концерте так не делайте.
А вот пример гибридной игры. Она, конечно, не вписывается в рамки настольной игры, но можно неплохо повеселиться, если на дискотеке (домашней или ещё какой) номера треков выбирать подбрасыванием игральной кости или в зависимости от результата какого-нибудь конкурса в качестве награды победившему в нём. Митю опять занесло? Бывает.
К игровой механике также относится жестикуляция, рисование, разговор, пение и др., если при этом происходит интерактивное взаимодействие с игрой. Скажите умной колонке Алисе назвать случайное число. Лично не проверял, когда она устанет бросать кости и в каком диапазоне чисел формируется ответ, но будет весело!