Оглавление "Игры от Мити"

На предыдущем занятии мы придумали простейшую настольную игру с фигурками Линка и Смэша, где они соревнуются в силе удара. Для чего нужно было раскладывать на столе учебники и тетрадки, если они никак не влияли на игру? Можно было просто положить все игровые объекты на пустой стол и сразу начать игру. Во-первых, это нужно было для создания игровой обстановки, а, во-вторых, и это самое главное, - для проверки того, как вы справитесь с данным заданием. Скажите, какой ширины вы делали проходы? Варианты ответа:

  • Не думал об этом
  • Сделал так, чтобы в проходах могла двигаться одна фигурка
  • Выбрал ширину такой, чтобы две фигурки могли свободно разойтись при встрече

”Выкрутиться” из ситуации можно так: в первом случае у нас не проходы, а берега реки. А фигурки могут ходить по по всей игровой область (открытый мир). Во втором случае игровой мир состоит из траншей (каньонов, тоннелей), по которым только и может протиснуться одна фигурка.

Фигурки стоят на подставке, но можно представить, что это летающие скейтборды (ховерборды) и тогда наши герои не ходят, а летают на них.

Игровой мир представляет собой модель реального мира, степень реалистичности которого может быть любой. Есть компьютерные игры, где один автомобиль может ехать по крыше другого. Можно нарисовать на листе бумаги тонкую линию и сказать, что это трасса для автогонок F1, а в качестве автомобиля использовать точки (пара знакомых студентов так развлекалась на семинарах). Но в таком случае получится интересная лишь узкому кругу людей игра. Но стоит поменять точки на более или менее детализированную фигурку гоночного автомобиля, а в качестве трассы использовать игровое поле в виде листа картона с напечатанной на нём в цвете гоночной трассой с прилегающей территорией, как настольная игра заинтересует уже многих. Это можно назвать ”улучшением графики”, что мы скоро и сделаем.

В нашей игре можно выделить две части – игра без правил (по сюжету в свободной форме) и игра по правилам.

Игра без правил – это часть, в которой, согласно придуманной мной истории, фигурка Смэша стоит на одном месте (он дремлет у реки), а фигурка Линка перемещается по игровому миру (он бродит в окрестностях незнакомого ему мира).

Игра по правилам – это часть, где Линк и Смэш соревнуются в силе удара.

А разве может быть в настольной игре часть, где действия происходят без правил? Может, если под настольной игрой понимать игру на столе. Но у многих настольная игра ассоциируется с играми, в которых с самого начала всё должно идти по правилам, например, Монополия, шахматы, домино. В этом ничего нет странного, но для изобретателя игр (красиво сказал, да?) такая связь является шаблоном, который мешает выйти за его рамки. Скажите, что изображено ниже?

Ответы могут быть такими:

  • Шахматные фигуры
  • Красивые большие фигуры для игры в шахматы
  • Шахматные фигуры - пешка, король, королева, слон, конь и ладья

Все ответы правильные. Мы видим шахматные фигуры и говорим об этом. Тогда ответьте на вопрос, какие ассоциации вызывает то, что мы видим?

Возможные ответы:

  • Фигурки из дерева
  • Королевский двор, где пешки – солдаты, а офицер – их командир
  • Ладья похожа на башню крепости
  • Напоминает роман “Три мушкетёра” с противостоянием короля и королевы, королевских мушкетёров в белом с гвардейцами кардинала в чёрном
  • Конь такой красивый, прям как наш Геркулес на хуторе
  • Построение школьников на физкультуре, когда один встал не по росту
  • Ритмический узор с чередованием тёмных и светлых пятен
  • Набор солдатиков:
    • пешка – это пеший воин с саблей, потому что он может атаковать только противника на соседней клетке.
    • король – это король, у которого есть только маленьких кинжал, усыпанный драгоценными камнями. Слабак, одним словом.
    • королева – пулемётчик или автоматчик, который может стрелять очередями во все стороны
    • офицер – это воин с пистолетом, потому что не может дать очередь по сторонам
    • конь – всадник с саблей. Передвигается быстрее и дальше, по причине чего пешка его не может догнать, но группа пешек может окружить и повалить
    • ладья – это пушка, потом что похожа на неё
  • Карнавал в Рио с актёрами, одетыми в шахматные фигуры
  • Две команды
  • Уличные баскетболисты 3 на 3

Этот перечень ответов не только интереснее, но и позволяет придумать намного больше игровых ситуаций с использованием шахматных фигур, потому что мы не просто посмотрели на изображение, но ещё и подумали.

Опять отвлеклись от темы? Нет, делаем её интереснее. Вам больше нравятся какие деревья, у которых из земли торчит только голый ствол или деревья со множеством ветвей, листьев или цветущими подобно сакуре цветами? Бамбук? Это не дерево, а трава.

У дерева есть ствол – основная тема, и множество разных веток – отклонения от неё. Иногда полезно отвлечься от попытки пробить решение сложной задачи ”в лоб”. Смотришь, а решение лежит рядом, но немного не в той плоскости, в которой ожидал его увидеть. Мы же нашли игровые объекты в виде шахматных фигур. И что с ними делать? Спросите у Смэша. Он специалист по всяким деревяшкам. Можно представить, что пешки - это боевые роботы-помошники. В историях часто главный герой сражается вместе с группой помощников или руководит отрядом.

В настольную игру можно играть:

  • Без правил
  • По правилам
  • Совмещать оба указанных выше момента

Самый простой вариант – это игра без правил. Взял в руки игрушку и играй, как хочешь, что больше подходит детям.

Игра по правилам происходит в классических настольных играх, во многие из которых можно играть и одному.

Последний вариант можно воспринимать как свободную игру на столе, когда в один интервал времени играешь без правил, а затем происходит переход к игре по правилам. Эти две части можно как-то связать друг с другом или не связывать, переключаясь с одной игры на другую.

Использовать известные и понятные шаблоны легко. Мы делаем это не задумываясь. Та же импровизация на музыкальном инструменте есть не что иное как последовательная игра отобранных и отточенных в исполнении до автоматизма шаблонов. Для выхода за пределы шаблонов требуется прикладывать усилия и тратить время. Взамен это даёт возможность увидеть то, что могут не увидеть другие.

Подведём итог занятию. Если вы хотите увидеть и понять больше других, а также сделать игру неожиданно интересной, то старайтесь как можно чаще задавать себе вопрос, а на что увиденное где-то похоже. Заатем ответьте на него и самые интересные мысли и идеи добавьте в копилку.

Нам предстоит ещё сломать немало шаблоновю Будем это делать постепенно, а на следующем занятии поразмышляем о перемещении игровых объектов в настольных играх.