Оглавление "Игры от Мити"

С механикой игры непосредственно связаны игровые объекты, под которыми в широком смысле слова понимаются все объекты – игровая поверхность (поле), фигурки, карточки, игральные кости, фишки, планшетки и др. Расширенная трактовка помогает сфокусировать внимание на физических свойствах материалов, из которого сделаны или могут быть сделаны игровые объекты, его доступность и возможность обработки в домашних условиях. Думаю, вы сможете без труда назвать десятки игрушек, которые были поломаны в детстве или до сих пор носят шрамы тех лет. Выбросить легко, а вот купить новое после пары кризисов и прочих нюансов затруднительно, да и дороги как память. Жертвами песочницы и камней пали не только машинки, куклы и солдатики. Что может случиться в настольной игре? Падение со стола с последующим раздавливанием ногой или засасыванием в пылесос, поломкой в процессе игры из-за слишком сильного воздействия или использования неподходящей игровой механики.

В настольных играх с игровым полем часто теряются мелкие объекты, ломаются крепления или хрупкие части. Это не критично, но неприятно с учётом их стоимости. А можно не только сломать, но и порвать, протереть, оторвать, расшатать, запачкать и так далее.

Опыт – это хорошо, но также неплохо познакомиться со свойствами материалов и возможностями его использования:

  • Бумага – легкая, хорошо рвётся, режется и дырявится, гнётся, не упругая, разная степень непрозрачности, можно на ней рисовать и печатать (нужен принтер), удаление напечатанного невозможно, размокает и теряет свойства в воде, недорогая
  • Ламинированная бумага – лучше механические свойства (большая долговечность), можно рисовать фломастером на водной основе, более высокая стоимость, может уколоть палец острым углом (закругляем их), нужен ламинатор
  • Ватман – всё, что для бумаги плюс можно делать макеты, а для печати требуется плоттер
  • Пластик – гнётся, но может сломаться, твёрдый, тонкий имеет хорошую упругость, сложнее в обработке и покраске, но можно использовать 3D-печать, невозможность изготовления в домашних условиях, разная степень прозрачности, выше цена, больший вес

Дальше просто перечислим некоторые материалы:

  • Бархатная бумага
  • Лист ПВХ
  • Винил
  • Магнитный винил
  • Мягкий пластик
  • Оргалит
  • Фанера
  • Дерево
  • Жесть
  • Алюминий
  • Олово
  • Железо
  • Резина
  • Пластилин
  • Кинетический песок
  • Песок
  • Поролон
  • Пенопласт
  • Ткань

По цене, универсальности и информативности на первом место стоит бумага, на которой можно изобразить или напечатать всё, что угодно, начиная от текста и изображения игрового объекта и заканчивая игровым полем и объемными макетами. Если не хочется нарезать объекты самому, то можно использовать стикеры, маленькие листки для заметок, отрывные листы из карманных блокнотов. Домашние принтеры могут печатать на плотной бумаге и плёнке, что можно использовать для карточек. При помощи недорогих роликовых резаков можно нарезать ламинированные карточки, магнитный винил и др. Резаки для вырезания кругов помогут делать фишки. Домашнее оборудование для игродела – это повод для отдельного разговора.

Бумага не позволит протестировать все игровые механики, но для наброска и создания моделей для настольной игры подходит хорошо, особенно при её комбинации с другими материалами. Для утяжеления можно использовать пластилин, для придания магнитных свойств – самоклеющийся магнитный винил, для крепления – двухсторонний скотч.

Если нужен объём, то здесь хорош пластилин. Помнится,  в детстве налепил штук 30 воинов, похожих на снеговиков со щитами разной формы (круглый для русских витязей, квадратный и треугольный - для супостатов). В качестве меча использовались спички (было понимание, что с огнём не балуются), а шлем заменял околоплодник от желудя. И стоя ли же. А как сражались!

Ещё больше идей даст рассмотрение веществ. Хорошо известный пример игры – рыбалка, где на конце удочки и во рту пластиковых рыбок используются магниты. Сами рыбки плавают в ёмкости с водой. Для кого-то это игрушка, но что мешает взять какую-то игрушку, дополнить игру с ней правилами или адаптировать к настольной игре. Когда открываешь каталоги китайских магазинов, то удивляешься, сколько всего они не только понапридумывали, что могут многие, но ещё и выпустили на рынок. Вы можете выбрать достаточно узкое направление в настольных играх, но, общее представление о том, насколько эта тема широка и что в ней может быть, станет неоспоримым преимуществом перед теми, кто над этим не думал.

На этапе придумывания игры под игровыми объектами можно понимать объекты, которые имеют нужные свойства. Какие-то объекты можно отобрать среди уже имеющихся, другие – позаимствовать из других игр, а что-то приобрести в магазинах, продающих принадлежности для настольных (и не только) игр.

Смотрим на материал, его поверхность, форму, размер, сложность, детальность, цвет, реалистичность и масштаб, если это модель, качество изготовление, безопасность для игры и др. Сопоставляем объекты с планируемой игровой механикой:

  • Щелчковая – жесткие, прочные, безопасные
  • Толкающая – скользящие, катящиеся, лёгкие, упругие
  • Магнитная – металлические, с магнитом или магнитным слоем
  • Деформационная – упругие
  • Метательная – безопасные, острые, вязкие, мягкие
  • Бросательная – безопасные, прочные, неупругие

Пока думал над всем этим, в голову пришла такая мысль. Положить на стол упаковку от 30 яиц, пронумеровать случайным образом ячейки, огородить их коробками и кидать в них мячик из пенопласта. Игровое поле напоминает игровой автомат баскетбол, популярный в советское время.


В нём мячик запускается с поля. Идея положить мяч на стол и ладошкой бить по нижней части столешницы для подкидывания мяча не пройдёт. Нужна не такая жесткая поверхность. Предположим, что есть основание, а на ней четыре стойки и подвешенный тонкостенный материал. Бьём рукой снизу так, чтобы шарик подскочил и полетел в пластиковую бутыль с отрезанным горлышком.

А вот и ещё одна идея - взять подходящее легкое, но неупругое тело (мяч, кубик) и что-то похожее на катапульту из советской настольной игры ”Волейбол”.


После этого можно навешивать войскам на столе, например, в виде поставленных на узкую грань доминошек. Упала рубашкой вверх – выбывает из игры, в противном случае сравниваем количество точек с силой снаряда на брошенной двенадцатигранной игральной кости.

Можно взять мячик от настольного тенниса, но тогда это будет летающий монстр, как персонаж Бу из коллекции Супер Марио, за которым придётся бегать по всей комнате.

Если планируется играть в игры с кем-то ещё, то выбор подходящих объектов здесь может заметно сузиться. Например, ценители настольных сражений (варгейма) очень щепетильно относятся к тому, чем и на чём ты играешь. Важен не только масштаб, качество изготовления и эстетичный вид фигурок, но и соответствие реальным историческим событиям, экипировка, вооружение, а также хорошее знание исторических событий. Для них солдатики – это предмет коллекционирования, а сражения – театрализованные действия, которые ценятся своим процессом, а не тем, кто и сколько раз выиграл. Книги и тетрадки в виде ландшафта, спичечные коробки для обустройства оборонительных сооружений, а также одноцветные бюджетные солдатики, сшибаемые куском ластика, тут не пройдут.

Игровые объекты могут иметь разные свойства, подходящие для игры, но есть два особенных свойства – наличие “рубашки” и количественного значения.

“Рубашка” – это обратная сторона однотипных игровых объектов (карты, домино, карточки и т.п.), которая не даёт возможности определить содержание лицевой стороны. Выбор такого объекта является случайным, что можно использовать при жеребьёвке.

Если помимо "рубашки" игровой объект имеет ещё и количественное свойство, как домино, то можно использовать набор таких объектов как альтернативу игральной кости, когда нужно ограничить количество бросков в раунде. Костяшки классического домино имеют две стороны. Число точек можно сопоставить значениям шестигранной игральной кости. Или трём свойствам – атака, защита, ловкость (скорость, очки жизни и др.).