Оглавление "Игры от Мити"

При рассмотрении свойств игровых объектов, мы коснулись домино, которое можно использовать в качестве платформы для настольных игр. Эта мысль у меня возникла не сразу, а через некоторое время после более внимательного изучения свойств доминошек. А началось всё с достаточно любопытной истории.

В юные годы мне не особенно нравилось играть в домино, чего не скажешь о строительстве из него различных объектов. В то время кубики были слишком большие, элементы мозаики - слишком маленькие, а доминошки напоминали кирпичики, с которыми было очень удобно играть на столе. Как-то в процессе игры с белыми костяшками одна из них неудачно упала со стола и раскололась на две части. Их склеили, но предательские трещины сразу выдавали значение костяшки, да и выглядело это неэстетично. Пришлось с ней расстаться.

Поначалу данное обстоятельство вызвало грусть. В классическое домино уже не сыграешь, а белые костяшки очень нравились. Не хотелось их выбрасывать. Сложил их в коробку и не вспоминал до тех пор, пока перед глазами не появился набор домино с чёрными костяшками, “рубашка” которых была уже не сетчатой, а с каким-то узором, напоминающем герб на щите. Да это же чёрные рыцари, как в фильмах про Робин Гуда, Айвенго и Чёрную стрелу! Тут же на столе появились и белые рыцари. Их было на одну костяшку меньше, но так даже интереснее! Смогут ли они защитить замок от чёрных? Для ответа на этот вопрос на столе был сооружен замок из учебников и тетрадок, проходы между которыми заняли рыцари Света.

Кажется, что идея возникла из ничего, но это не так. К тому моменту было немало всего уведено, услышано и прочитано, включая и опыт творчества, но самое главное - была возможность постоянно находиться среди игрушек, с которыми можно было играть, а не только смотреть на них и постоянно убирать в коробку.

Правила первых игр с домино были простыми, но главное преимущество состояло в том, что в них можно было играть одному в те редкие моменты, когда с друзьями мы не проводили дни на улице.

Настольная игра "Рыцари"

Перед началом сражения доминошки с разными “рубашками” распределялись по своим кучам, переворачивались и перемешивались. После этого они случайным образом расставлялись ”рубашкой” вверх на игровом поле. Одни в замке, другие – вне его. Игральные кости для перемещения рыцарей не использовались. Они двигались произвольно с шагом на свою длину, но в каком-то построении – клином, “свиньёй”, отрядами, россыпью и др.

Стрелков не было, а ближний бой проходил попарно: из столкнувшихся друг с другом доминошек выбиралась пара, которая переворачивалась для сравнения общего количества точек. Победителем считалась костяшка с большим количеством точек. Проигравший рыцарь убирался с поля боя в коробку, а победивший отправлялся в резервную кучу своего цвета для следующего раунда. При равной сумме очков на домино оба рыцаря считались погибшими.

После первого раунда на столе оставались две резервные кучи. Они сравнивались, и принималось дальнейшее решение о продолжении битвы или мирном урегулировании конфликта.

В конце игры постоянно оставались доминошки с самыми большими количествами точек, что требовало доработки правил. Но чаще всё заканчивалось мирно, так как больше интересовал процесс игры, а не то, кто победит.

Если нет правил для перемещения рыцарей, то при желании можно двигать каких-то из них дальше и ”подогнать” результат под сценарий. Передвинул белый отряд чуть дальше (или представил, что они на коне), и главные ворота защищены, хотя чёрные были явно ближе и тоже не утиным шагом шли. Но тратить время на детальное прописывание правил и долгие раунды не хотелось. Больше нравились подвижные игры на улице, особенно после сидения в школе.

После рыцарей настала очередь сражениям с использованием наземной и воздушной техники. Из домино можно строить танки, пушки, корабли, самолёты, летающие тарелки, космофлот. Более того, одну часть доминошек можно использовать в качестве солдат, другую – в качестве орудий и техники, третью – как защитные сооружения, а четвертую – как боеприпасы. ”Графика” от этого страдала, когда детали корпуса боевой техники шли на снаряды, да и непонятно было, как стрелять истребителем, если он состоит всего из трёх доминошек. Приходилось утолщать корпус техники.

Позже проблема с боеприпасами была решена использованием дорожного набора доминошек с размером в полтора раза меньше. Они больше подходили для снарядов и ракет, но и в качестве стрел смотрелись нормально.

Не интереснее ли было использовать фигурки солдатиков и игральную кость? Интереснее, когда солдатиков много. Но домино имеет целый ряд преимуществ:

  • Большое количество элементов (в классическом 28 шт.) по доступной цене, из которых можно строить плоские и объемные фигуры
  • Интересный внешний вид кирпичиков из кости, который можно ассоциировать с большим количеством самых разных игровых объектов
  • Одинаковый и удобный для игры на столе размер
  • Возможность купить домино разного содержания, размеров костяшек, цвета, “рубашки, материала
  • Четыре устойчивых положения (лицом или рубашкой вверх, на длинном или коротком ребре) делает её совместимой с ячейками игрового поля разных размеров
  • Наличие двух половин с разными числами даёт возможность сопоставить им три свойства - атака, защита, подвижность и т.п.
  • Можно играть без игральной кости
  • Доминошки можно использовать как вспомогательные объекты (путевые точки, мосты, островки), разметку (линия старта, финиша, поворота, контрольные точки) и даже игровое поле из ячеек квадратной или прямоугольной формы
  • Наличие лицевой стороны с разным количеством точек позволяет использовать доминошки как альтернативу двум игральным костям или двум броскам одной игральной кости. Это ускоряет определение выпавших очков и даёт возможность ограничить количество бросков за раунд
  • Наличие “рубашки” добавляет в игру случайность можно сделать простой варгейм “в слепую”, когда видишь только лицевую сторону своих воинов и не знаешь, что выставил против тебя соперник
  • Прочность и возможность ставить домино на рёбра позволяет использовать разные игровые механики на устойчивость - бросания в них лёгких снарядов, сдувание, прохождение шариком тоннелей под ними, строительство и др.
  • Вариативность по времени, когда можно сыграть партию быстро, прервать её, оставив на столе, или долго развивать сюжет
  • Развивающий момент, который заключается не только в освоении устного счёта, но и в возможности применить имеющиеся знания из истории или жизни, а также творческую фантазию на плоскости и в объёме. Вторую Пуническую войну ими не отыграешь, но для моделирования и отладки игры можно использовать несколько наборов домино и дополнительные фигурки к ним
  • Возможность изучения базовых алгоритмов. Если внимательнее присмотреться к домино и правилам игры, то можно на их примере продемонстрировать много любопытных примеров из информатики:
    • Данные, способ их хранения и кодирования
    • Модель и степень её соответствия реальности
    • Объект и его свойства
    • Константа, переменная, массив, структура
    • Операнды и операции
    • Алгоритмы
    • Начальные условия и данные
    • Правила написания и структура построения программы

Всё это позволяет придумывать большое количество игр на разные темы. Придумаем игру на строительство.

Как известно, при игре в домино выстраиваются цепочки костяшек таким образом, чтобы количество точек на их соприкасаемых половинках было одинаковым. Позаимствуем это правило для нашей игры.

Правила игры “Цепочка”

В начале игры на столе создаётся “базар” - плоская куча доминошек “рубашкой” вверх, которая затем перемешивается. Игроки берут по одной доминошке и кладут её лицом вверх напротив себя. Это первый элемент цепочки. После этого игроки поочерёдно берут по одной доминошке и при совпадении количества точек добавляют её к своей цепочке в любую сторону. Если выбранная доминошка не имеет совпадений по количеству точек с цепочкой, то она выбывает из игры. Победителем считается игрок, у которого после выбора всех доминошек из кучи цепочка получилась длиннее. При равенстве количества элементов в цепочках объявляется ничья.

Для большего интереса можно сыграть несколько туров, а в конце победителю выдаётся какой-то приз.

Также можно придумать историю и дополнить её театрализованным действием. С едой не играют, поэтому организуем на столе натюрморт в виде тарелки с орехами и восточными сладостями (грецкий орех, фундук, кешью, изюм, миндаль в сахаре, макадамия, рахат-лукум, сушеные бананы и т.п.), чем можно будет полакомиться после игры. А история такая:

Два халифа пили чай с восточными сладостями и, вдруг, заспорили, у кого лучше мастера по строительству. Они приводили разные доводы, но не смогли ничего доказать друг другу. Тогда они позвали мудреца, чтобы он рассудил их. Мудрец достал из кармана коробку удивительных костяшек, украшенных изумрудами, и предложил халифам сыграть в игру “Цепочка”.

А если не с кем играть? Всё аналогично, только играешь сам за двоих и не половина, а все вкусняшки твои.

Развить игру можно подсчётом количества всех точек в цепочке.

Ещё вариант: неподошедшие доминошки кладутся в резервную кучу для второго раунда, когда израсходуется весь основной ”базар”. Это позволит строить более длинные цепочки.

Если в свою игру играть интересно самому, то, возможно, в неё будет интересно сыграть и другим. Поэтому не огорчаемся отсутствию соперника в данный момент, и играем сами с собой, придумываем новые правила и истории, которыми в дальнейшем можно будет поделиться ещё с кем-то.

Ещё один вариант развития игры на тему “Кто быстрее”. Правила те же, только цепочки строятся рядом друг с другом от линии старта, а неподошедшие доминошки не убираются из игры, а возвращаются в резервную кучу для второго круга игры, если в первом круге ни один из соперников не смог построить цепочку до финиша. При этом точка финиша должна быть достижимой. Этот вариант можно дополнить выкладыванием цепочек “змейкой”. Для этого ставим на поле препятствия, которые нужно огибать. Для честной игры проверьте количество (и при необходимости направления поворотов), чтобы ни у кого не было преимущества.